Стандартное образование - ступеньки в Вашей лестнице

Недавно (а именно этой ночью) на хабре появилась статья про образование, что мол, стандартное образование зло и не имеет будущего. Тык сюда.
Мною было решено написать своеобразный пост-ответ на данную статью.
Свой пост оформлю в виде лестнице - снизу вверх.

Дошкольное образование


В некоторой семье произошло знаменательное событие - родился маленький ребенок.
Этому ребенку предстоит пройти большой путь. И самые-самые первые знания он должен получить от родителей\\детского сада\\специализированных учреждений. Он обучается чувствовать и понимать на детском уровне наш мир. Учится разговаривать.
Здесь стоит выбор - обучение у родителей, обучение в детском саду. На мой взгляд любой вариант здесь оправдан и совершенно адекватен.
Поэтому переходим на следующий этап образования -

Школьное образование


В данной части я хочу рассказать не о начальном образовании, а о среднем (думаю, никто не будет спорить, что читать и считать 1+1 должен научиться каждый?).
Получить среднее образование можно сейчас несколькими способами - обучение в школе, обучение на дому, самообразование. Третий вариант, конечно же, красиво звучит, но давайте задумаемся, зачем была "придумана" профессия - учитель? Наверняка не для того, чтобы "запудрить" народу мозги. Учитель это проводник еще не окрепшего ума в мир знаний, понятий. Хороший учитель, любящий работу (и детей) становится примером ученику, он всегда может рассказать, где ЕГО предмет применяется, он может помочь ученику определиться с будущим выбором профессии, высшего образовательного учреждения.
Считаю, что Россия - одна из "правильных" стран, где пока ученику не дают "формировать" список своих предметов. Ведь (по опыту Америки) можно увидеть, что такая система дает - Европа страна, а Пушкин -вымышленный персонаж?!
Современные ученики имеют "дурную" привычку говорить о предмете - он не нужен, он не пригодиться. Может быть так. Но существует такое понятие, как кругозор. Я не хотел бы, чтобы мои дети были "очень узкоспециализированными" уже в школе.

В школе многое зависит от учителя

Главной проблемой среднего образования современной России считаю - падение престижа профессии учителя. В России остается не очень много учителей "преданных" своему делу. Учителей, которые готовы обучать детей, не потому что "мы неудачники и деться нам некуда", а потому что "Я создаю новое поколение. И когда нибудь мне скажут: Спасибо, Учитель".
Почему престиж профессии учитель упал?
На этот вопрос легко ответить - учителей обязали следить за детьми практически весь день (спасибо школам продленного дня), им запретили делать замечания детям (оскорбление личности), учителя имеют одну из самых маленьких зарплат в стране. Да и родители перестали видеть в учителях наставников своих детей.
В Советском Союзе была чуть ли не лучшая система образования. Она имела такой статус неспроста - дети после школы выходили с великолепным кругозором, профессия учитель была очень уважаема, а его авторитет непреклонен.

Теперь, пожалуй, отойдем о разговора о среднем образовании, и перейдем к "лакомому кусочку"- высшему образованию.

Высшее образование


Вспомним устоявшееся выражение - ВУЗ учит учиться. И это так. (К примеру) Из групп нынешних программистов, остаются "работать по специальности" не более 50-60 процентов (а в реальности много меньше).
Так может быть ВУЗ - это действительно "лишнее" учреждение и человек может сам всему научиться?
Я так не думаю. ВУЗ, конечно же не учит "всему, что пригодится" он дает основные знания, фундамент для дальнейшего развития. Во время учебы в ВУЗе вы можете трезво оценить, что Вам нравится делать, а что нет. Вы получаете время, которое в любом случае не пройдет впустую. При этом никто Вас, при учебе в ВУЗе, не держит, Вы можете работать, открыть свое ИП, создать стартап. На нынешний момент времени таких примеров предостаточно.

Знания, которые предлагаются в ВУЗе устарели и никому не нужны.

Неужели фундаментальные знания могут устареть? Думаю - НЕТ.
Некоторые ВУЗы меняют программы каждые 2-3 года. Посмотрите видео-лекции Кембриджского университета (я об IT) - в них после теоретической составляющей, как правило, рассказывают о применении данных знаний на практике. Я не считаю это "отсталостью".
Из Российских примеров - я учусь в МЭСИ - в данном ВУЗе есть следующая практика - часть преподавателей, не только занимаются в сфере образования, но и работают. Причем их профессии непосредственно связаны с теми предметами, которые они преподают.
В другом ВУЗе страны - МФТИ (рядом с которым я и живу) открыты кафедры Яндекса и Лингво. Данные кафедры динамично развиваются и обучают хороших специалистов, востребованных профессионалов. Такой опыт (МФТИ и Яндекса) набирает все большую и большую популярность, в настоящее время многие компании заинтересованны в подготовке "своих" специалистов еще в ВУЗе. Бизнес и образование заинтересованны в развитии друг друга.

А как же самообразование


Самообразование - это, несмотря на хорошие слова в сторону стандартного образования, прекрасный "источник" знаний. Однако, чтобы действительно, самообразование стало хорошим другом, необходима воля, усидчивость. По сути дела, человек всю жизнь занимается самообразованием. Ведь мир изменяется, он не является постоянным.

На мой взгляд, точка зрения - "Гейтс, Цукенберг, Джобс бросили университет, и я смогу без него прекрасно реализоваться" - не самая верная. Чтобы прекрасно реализоваться необходимо иметь не высшее образование, и не заниматься самообразованием. Важно - быть гениальным (читать, иметь очень яркий талант, не жилку, а мускулатуру). А, если такой "вещи" у Вас нет - ВУЗ добротный помощник по "въезду" в дальнейшую жизнь.


Вместо заключения


Надеюсь, в своей кипе "эмоций и доводов" я смог донести свою основную мысль - "Не стоит склоняться в пользу какой определенной модели образования. Намного вернее комбинировать их, получать максимальную выгоду для себя. Человек познающий - есть прекрасный феномен данного мира. Если говорить, что все заговор и не стоит слушать других - Вы наносите себе большой ущерб."

Теперь я чуть-чуть отойду от темы, чтобы сказать еще одну вещь, касательную образования - В России существует прямо "традиция" искать как сделано у других и коряво, не понимая зачем копировать это. Точно так же копируется сейчас и система образования, которую в мире признали неудачной. Введение ЕГЭ - "угадай мелодию", а в будущем введение "частично платного" образования, сужение кругозора - грустно скажется на будущих поколениях. На мой взгляд, России необходимо создавать именно свои модели развития. И тогда мы получим конкуренто-способную страну.
2012-08-10